Круг лиц, участвующих в деле по иску об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости

Каков круг лиц, участвующих в деле по иску об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости?

В соответствии со статьей 40 АПК РФ лицами, участвующими в деле, являются стороны и третьи лица. В силу части 1 статьи 44 АПК РФ сторонами в арбитражном процессе являются истец и ответчик.

Истцами по данной категории дел являются лица, которые полагают, что их права нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости.

К таким лицам, в частности, относятся собственники земельных участков, арендаторы, лица, у которых земельные участки находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, собственники объектов недвижимого имущества, имеющие исключительное право на приватизацию земельного участка, в случае когда выкупная цена земельного участка определяется исходя из его кадастровой стоимости.

Из постановления Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 No 913/11 по делу No А27-4849/2010 следует, что требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно части 1 статьи 3 Закона No 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 No 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

Пунктом 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 No 457, на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в числе прочего возложена функция по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона No 221-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

На основании части 2 статьи 3 Закона No 221-ФЗ и в соответствии с пунктом 2 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 No П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 No 42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с которым решение о выполнении кадастровых процедур (в том числе внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости) осуществляется на основании решения, принимаемого уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета.

Таким образом, органом кадастрового учета в настоящее время является федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» субъекта, которое и является надлежащим ответчиком по данной категории споров.

Третьими лицами по данным делам являются лица, чьи права и законные интересы могут быть затронуты судебным актом, и которые привлекаются судом к участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ.

В частности, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, могут быть привлечены: получатель земельного налога в лице уполномоченного органа, орган исполнительной власти, утвердивший результаты государственной кадастровой оценки, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в лице соответствующего Управления, собственник земельного участка (в случае если иск предъявлен не собственником земельного участка), орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия по распоряжению земельными участками, собственность на которые на разграничена, указанными в пункте 10 статьи 3 Вводного закона.

Данный перечень третьих лиц не является исчерпывающим, и суд исходя из обстоятельств конкретного дела может привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, других лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты судебным актом.

Вернуться к списку вопросов